Физическое воспитание и спорт


Физическое воспитание и спорт
Момент игры в мяч «пок-та-пок» у древних майя (Мексика).

Момент игры в мяч «пок-та-пок» у древних майя (Мексика).
С гравюры XVI в.

Физическое воспитание и спорт

В доколумбовой Америке в целях физического воспитания детей и молодёжи широко использовались различные физические упражнения: бег, стрельба из лука, метание копья, боевого топорика и болы (связка ремней с прикреплёнными к ним камнями), борьба, плавание и ныряние, лазание по деревьям и скалам, переноска тяжестей, гребля на пирогах и каноэ, а также игры и танцы. В XII—XV вв. в древних цивилизациях майя, ацтеков, инков существовали самобытные системы физического воспитания, имелись стадионы и другие спортивные сооружения. Физические упражнения и игры были органически связаны с подготовкой молодёжи к труду и военному делу, с отправлением религиозных культов. Особое развитие получил бег, поскольку коренные жители Латинской Америки не знали лошадей и колёсных повозок и основным средством сообщения были гонцы — «почтеки» в древней Мексике, «часки» в древнем Перу и т. п. Важное место в жизни древних обитателей Латинской Америки занимали игры. У индейцев майя существовала сначала ритуальная, а потом спортивная игра — поктапок, а у мексиканских индейцев — тлачтли и др. У коренных жителей Кубы, популярной была игра с каучуковым мячом — бате (напоминающая современный баскетбол). На территории древней Америки имели распространение и игры, напоминающие современный хоккей на траве. Подлинным атлетизмом и стремительной ритмикой отличались военные и ритуальные танцы.

Испанские и португальские переселенцы распространили верховую езду, фехтование, стрельбу из пистолетов, кулачные бои, гимнастику, так называемую вольную борьбу (при которой дозволялись опасные для жизни приёмы), корриду (бой быков), шахматы и др. В период освободительных войн XIX в. физические упражнения применялись как средство военно-физической подготовки в освободительных армиях С. Боливара, Б. О’Хиггинса, М. Идальго, А. Масео и др. Европейские виды спорта (верховая езда, фехтование, гимнастика, теннис и пр.) стали со второй половины XIX в. использоваться в системе физического воспитания и для развлечения привилегированных сословий. Во многих странах Латинской Америки в середине XIX — начале XX вв. на базе народной физической культуры, элементов европейских гимнастических систем (Ф. Амороса, П. Линга, Ж. Эбера, Н. Бука и др.) и распространения спорта складываются национальные системы физического воспитания, возникают спортивные клубы, создаются национальные и региональные объединения по различным видам спорта. В начале XX в. Латинская Америка выходит на международную спортивную арену.

В большинстве стран современной Латинской Америки руководство физическим воспитанием осуществляют департаменты физического воспитания министерств просвещения. В начальных и средних школах физическое воспитание является обязательным предметом. Учебные планы предусматривают проведение не менее 2 уроков в неделю, основу которых составляют элементы европейских систем гимнастики и спортивно-игровой метод. В высших учебных заведениях физическое воспитание — факультативная дисциплина, которая зачастую заменяется занятиями спортом. Значительное место в системах физического воспитания многих латиноамериканских стран занимает внешкольный спорт, которым руководят на благотворительных началах христианские, университетские и бойскаутские союзы, городского самоуправления, спортивные федерации и клубы, профсоюзы, промышленные и торговые фирмы. Программы внешкольного спорта включают «спортивные дни», фестивали и праздники, гимнастрады, экскурсии, детские, университетские игры и т. д.

В начале 70-х гг. в странах Латинской Америки (не считая Кубы) действовало около 50 специализированных учебных заведений по физическому воспитанию и спорту, в том числе 5 высших (национальные институты физического воспитания в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, высшая школа физического воспитания и спорта в Мексике) и свыше 40 средних. В некоторых национальных университетах (например, в Мексике, Перу, Чили) и педагогических институтах имеются факультеты, отделения, школы, кафедры физического воспитания, а при Национальном университете Ла-Платы (Аргентина) — научно-исследовательский институт физического воспитания и спорта. Значительный вклад в развитие национальных систем физического воспитания и в становление физическо-спортивного образования в разные времена внесли известные теоретики физического воспитания Э. Р. Брест (Аргентина), X. Кабесас и Л. Бискерт (Чили), Э. Х. Варона (Куба), К. К. Альварес (Перу), М. Васкес (Мексика), Ф. Кастро (Эквадор) и др.

В капиталистических странах Латинской Америки вследствие социально-экономической отсталости, засилья местных олигархий и иностранных, главным образом американских, монополий трудящиеся массы не имеют условий для занятий физической культурой.

Государственная деятельность в области физической культуры направлена в основном на развитие спорта, который рассматривается как ведущий метод и средство физической воспитания и широко используется в престижных и коммерческих целях. Лишь на Кубе после революции 1959 существует государственная система физического воспитания, основу которой составляет так называемая народная физическая культура, включающая всенародный физкультурно-спортивный комплекс «Готовы к победе», производственную гимнастику, самодеятельное физкультурное движение в добровольных спортивных советах и клубах. Это явилось одним из решающих факторов широкого размаха физкультурного движения в стране и резкого роста спортивных успехов. Общее руководство спортивным движением в большинстве латиноамериканских стран осуществляют совместно с национальными олимпийскими комитетами (НОК) национальные спортивные конфедерации, в ряде стран — комитеты (Боливия, Перу, Уругвай) или советы (Бразилия, Чили). Им подчиняются региональные, провинциальные и муниципальные федерации и лиги. Первичное звено составляют спортивные клубы — любительские и профессиональные.

Во многих странах издаются спортивные газеты и журналы, например в Аргентине — «Стадиум» («Stadium»), «Кабальо» («El Caballo»), «Мундо депортиво» («Mundo Deportivo»), «Эдукасьон фисика» («Educación Física»), в Бразилии — «Газета деспортива» («Gazeta Desportiva»), «Алманакидус деспортус» («Almanaque dos Desportos»), «Атлетика» («Atlética»), «Вос да Америка деспортива» («Voz da América Desportiva»), в Мексике — «Депортес» («Deportes»), «Офисьон» («La Ofición»), «Эбро» («Ebro»), «Мехико депортиво» («México Deportivo»), «Депорте олимпико» («Deporte Olímpico») и др.

В Латинской Америке имеется большое число спортивных сооружений. Всемирно известны крупнейшие стадионы — «Маракана» в Рио-де-Жанейро (свыше 200 тыс. мест), «Морумби» в Сан-Паулу (150 тыс.), «Ацтека» в Мехико (106 тыс.), «Ривер-Плейт» в Буэнос-Айресе (105 тыс.) и др.

Самый популярный и развитый вид спорта в большинстве стран Латинской Америки — футбол (с ним познакомили бразильцев в 1864 английские моряки; к концу XIX в. он распространился по всему континенту). По данным Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), в 1978 в этом регионе насчитывалась 31 национальная федерация, входящая в ФИФА, 29 тыс. клубов, 102 тыс. команд, более 2,1 млн. игроков и 19 тыс. арбитров. Лидирующее положение в латиноамериканском футболе занимает Бразилия. Бразильская сборная — единственная участница всех 10 финалов чемпионатов мира, трижды была чемпионом (1958, 1962, 1970), навечно завоевав «Кубок Жюля Риме»— «Золотую богиню». Дважды побеждали в чемпионатах мира (1930, 1950) и на Олимпийских играх (1924, 1928) футболисты Уругвая, сборная команда Аргентины — чемпион мира 1978. В клубном футболе наибольших успехов добились аргентинские спортсмены. Среди известных футбольных команд Латинской Америки аргентинские клубы «Индепендьенте» — неоднократный обладатель Кубка южноамериканских чемпионов (1964, 1965, 1972—75) и Межконтинентального кубка (1973), «Эстудьянтес» (1968—71 и 1968, соответственно), бразильский «Сантус» — двукратный победитель соревнований на Кубок южноамериканских чемпионов и обладатель Межконтинентального кубка (1962, 1963), уругвайский «Пеньяроль», который трижды владел Кубком южноамериканских чемпионов (1960, 1961, 1966) и дважды Межконтинентальным кубком (1961, 1966) и др.

Большой популярностью пользуется бейсбол (товарищеский матч, проведённый американскими моряками в 1865 на Кубе, положил начало развитию этого вида спорта на всём континенте). В 1976 только в странах Центральной Америки и Карибского бассейна было около 1,2 млн. бейсболистов. Ведущее место в этом виде спорта принадлежит Кубе — четырнадцатикратному чемпиону мира.

Значительных успехов на международной арене добились латиноамериканские боксёры. Здесь также лидируют спортсмены Кубы, которые в 70-х гг. неизменно побеждают в командном зачёте: на Олимп, играх (1972, 1976) и в чемпионатах мира (1974, 1978). Известные заслуги имеют боксёры Аргентины — обладатели 7 золотых олимпийских медалей, Мексики, Венесуэлы и др.

Широкое развитие получили также баскетбол, лёгкая и тяжёлая атлетика, велосипедный и конный спорт, стрельба, гребля, шахматы, софтбол и др. В командных первенствах мира победы одерживали: по баскетболу (мужчины) — Аргентина (1950), Бразилия (1959, 1963), пулевой стрельбе — Аргентина (1903, 1947, 1949), стендовой стрельбе — Аргентина (1949), подводной охоте — Куба (1967), волейболу (женщины) — Куба (1978) и др. Значительное число латиноамериканских спортсменов — рекордсмены и чемпионы мира по различным видам спорта.

К середине XX в. в странах Латинской Америки сложилась развитая система спортивных соревнований: межнациональных, посвящённых нередко памяти выдающихся героев (Кубок Б. Хуареса по стрельбе, Кубок М. Идальго и X. Марти по настольному теннису, приз С. Боливара по волейболу) или знаменитых спортсменов (мемориалы X. Р. Капабланки по шахматам, Р. Фонста по фехтованию, В. Масьеу по борьбе), зональных [Центральноамериканские и Карибские игры, Центральноамериканские и Карибские универсиады, Боливарские игры, Кубок южноамериканских чемпионов (или Кубок освободителей Америки) по футболу, Кубок южноамериканских чемпионов по баскетболу и т. п.], континентальных (Панамериканские игры, Кубок Америк по футболу, Панамериканские игры по шахматам, Приз Америк по стрельбе), межконтинентальных (Испано-американский турнир по борьбе, Иберо-американские игры, межконтинентальные кубки по футболу и баскетболу, Триконтинентальный кубок по настольному теннису, Афро-американские игры и т. п.).

Спортивные организации стран Латинской Америки принимают участие во многих чемпионатах и первенствах мира, шахматных олимпиадах, универсиадах, фестивалях молодёжи, Уимблдонском турнире, в розыгрыше Кубка Дэвиса, Велогонке мира и многих других. Более 50 раз (до 1978) на территории Латинской Америки проводились официальные чемпионаты мира: по баскетболу — 10, стрельбе и шахматам — по 6, парусному спорту — 5, велоспорту, современному пятиборью, футболу — по 4 и др.

Национальные олимпийские комитеты латиноамериканских стран принимают участие в олимпийском движении. Первой страной, гражданин которой стал членом Международного олимпийского комитета (МОК), была Аргентина (1894). В 1978 МОК имел своих представителей в 13 латиноамериканских странах (15 членов МОК — граждане этих стран), в 33 странах действуют НОК. Спортсмены 33 стран Латинской Америки принимали участие в Олимпийских играх 1896—1976 (в 1968 в Мехико состоялись игры XIX Олимпиады), завоевав 181 медаль (48 золотых, 60 серебряных и 73 бронзовых) по 15 видам спорта: бокс — 58, лёгкая атлетика — 46, фехтование — 14, стрельба — 8, академическая гребля — 8, парусный спорт — 8, баскетбол — 7, конный спорт — 7, прыжки в воду — 6, плавание — 5, тяжёлая атлетика — 5, конное поло — 3, футбол — 3, дзюдо — 2, волейбол — 1.

Итоги выступлений спортсменов латиноамериканских стран на Олимпийских играх (по общему количеству медалей) см. в таблице.

Страна Количество медалей
золотых серебряных бронзовых всего
Аргентина 13 18 13 44
Куба 15 14 10 39
Мексика 7 8 12 27
Бразилия 3 2 13 18
Ямайка 4 7 1 12
Уругвай 2 1 6 9
Тринидад и Тобаго 1 2 4 7
Чили 0 5 2 7
Венесуэла 1 1 2 4
Колумбия 0 1 2 3
Багамские острова 1 0 1 2
Гаити 0 1 1 2
Пуэрто-Рико 0 0 2 2
Панама 0 0 2 2
Вест-индская федерация* 0 0 2 2
Перу 1 0 0 1
*Существовала в 1958—62 как экономическое и политическое объединение английских островных владений в Карибском море.

Источники:
Хавин Б. Н., Все об олимпийских играх. М., 1974;
Kluge V., Die Olympischen Spiele von 1896—1976, B., 1977.

Занятия спортом, как и физической культурой в целом, труднодоступны для большинства трудящихся. Профессиональный спорт развивается как форма зрелищной индустрии (футбол, бейсбол, бокс, велосипедный, автомобильный, конный и др.), является источником прибылей для местных и иностранных предпринимателей, средством существования для спортсменов-профессионалов. Только в социалистической Кубе спорт стал достоянием народа. С середины 60-х гг. кубинские спортсмены стали одерживать победы на многих международных соревнованиях, в 70-х гг. заняли лидирующее положение в латиноамериканском спортивном движении. На играх XXI Олимпиады (1976) в неофициальном командном зачёте команда Кубы вышла на 13-е место: 13 медалей (6 золотых, 4 серебряные и 3 бронзовые), 90 очков — больше, чем все остальные страны Латинской Америки, вместе взятые, получившие 10 (3 золотые, 2 серебряные, 5 бронзовых) медалей и 79,5 очка. Кубинские спортсмены первенствовали на 13-х Центральноамериканских и Карибских играх (Медельин, Колумбия, 1978), значительно опередив команды других стран (см. таблицу).

Страна Количество медалей
золотых серебряных бронзовых всего
Куба 120 44 18 182
Мексика 25 48 43 116
Колумбия 8 24 36 68
Пуэрто-Рико 13 15 33 61
Венесуэла 5 23 29 57
Доминиканская республика 3 8 16 27
Ямайка 6 6 5 17
Панама 0 6 5 11
Коста-Рика 2 4 3 9
Тринидад и Тобаго 1 5 2 8
Гватемала 0 0 6 6
Багамские острова 2 0 2 4
Антильские острова (Нидерл.) 1 1 2 4
Виргинские острова 1 1 1 3
Никарагуа 0 1 2 3
Бермудские острова 1 0 1 2
Сальвадор 0 0 2 2
Барбадос 0 1 0 1
Суринам 0 1 0 1
Источник:
«Спорт за рубежом», 1978, № 15, с. 3.

В 70-х гг. стали налаживаться и укрепляться спортивные связи между латиноамериканскими странами и Кубой. Куба имеет соглашения о сотрудничестве в области спорта с Перу (1971), Панамой (1972), Мексикой (1973), Ямайкой (1975), Венесуэлой (1975), Колумбией (1977), Эквадором (1978) и рядом других стран. В эти годы, особенно в период подготовки к играм XXII Олимпиады, получают дальнейшее развитие спортивные контакты между странами Латинской Америки и СССР и другими странами социалистического содружества.

Спортивные организации многих латиноамериканских стран принимают активное участие в борьбе за демократизацию международного спортивного движения, против расизма и апартеида.

Всему миру известны имена выдающихся латиноамериканских спортсменов: чемпиона мира по шахматам 1921—27 X. Р. Капабланки (Куба); обладателя 4 золотых медалей в фехтовании, завоёванных на Олимпийских играх 1900 и 1904, кубинца Р. Фонста; двукратных олимпийских чемпионов, эксрекордсменов мира — ямайского легкоатлета А. Уинта (1948 и 1952) и бразильского легкоатлета А. Феррейры да Силвы (1952 и 1956); мексиканцев — двукратного чемпиона Олимпийских игр (1948) по конному спорту У. Марилеса Кортеса, олимпийского чемпиона (1956) по прыжкам в воду X. Капильи; бразильских футболистов — трёхкратного чемпиона мира Пеле (1958, 1962, 1970), двукратного чемпиона мира Гарринчи (1958, 1962) и др.; кубинцев — двукратного чемпиона Олимпийских игр (1976), обладателя Кубка мира (1977), рекордсмена мира в беге на 400 и 800 м А. Хуанторены, двукратного олимпийского чемпиона (1972 и 1976), чемпиона мира (1974, 1978) по боксу Т. Стивенсона; шахматистов М. Найдорфа (Аргентина), Э. Мекинга (Бразилия) и многих других.

Литература:
Культура индейцев. Вклад коренного населения Америки в мировую культуру, М., 1963;
Симаков Ю. П., Мексика олимпийская, М., 1967;
Созина С. А., Когда мяч был солнцем, «Латинская Америка», 1978, № 3;
L’éducation physique dans le monde, Bière, 1961;
Ponce J. G., Origen du sport prehispanique, Méx., 1968;
Pina Chan R., Spiele und Sport im alien Mexico, Lpz., [1968];
Caseres R. Y., Historia de educación fisica en el Perú, Lima, 1952;
Mac-Lean у Estenós R., La educación en el Imperio de los Incas, [Lima], 1952;
Van Dalen D. В., Mitchell E. D., Bennett B. L., A world history of physical education, N. Y., 1953.

Ю. П. Симаков.

Куратор общего обзора Е. А. Волина.

Стадион «Маракана» в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Стадион «Маракана» в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) — крупнейший в Латинской Америке.

Олимпийский стадион Университетского городка в Мехико («Олимпико»).

Олимпийский стадион Университетского городка в Мехико («Олимпико»).

Футбольная команда Уругвая — чемпион мира 1930, первый обладатель «Кубка Жюля Риме».

Футбольная команда Уругвая — чемпион мира 1930, первый обладатель «Кубка Жюля Риме».

Мексиканские спортсмены — чемпионы Олимпийских игр.

Мексиканские спортсмены — чемпионы Олимпийских игр.
Справа — У. Марилес Кортес, двукратный чемпион XIV Олимпийских игр (Лондон, 1948) по конному спорту;
слева — Х. Капилья, чемпион XVI Олимпийских игр (Мельбурн, 1956) по прыжкам в воду.

Пеле со специальным призом «Золотой мяч».

Пеле со специальным призом «Золотой мяч», присужденным ему в 1969 за 1000 голов, забитых им в футбольных соревнованиях.

Сдача норм комплекса «Готовы к победе» (Куба).

Сдача норм комплекса «Готовы к победе» (Куба).

Баскетболисты Кубы — бронзовые призеры XX Олимпийских игр.

Баскетболисты Кубы — бронзовые призеры XX Олимпийских игр (Мюнхен, 1972).

Кубинский бегун А. Хуанторена.

Кубинский бегун А. Хуанторена с золотой медалью, завоеванной на XXI Олимпийских играх (Монреаль, 1976) в беге на 400 м.

Судья спортивных соревнований.  Керамическая статуэтка.

Судья спортивных соревнований.
Керамическая статуэтка.
Мексика.
Доколумбовый период.

Борцы.  Керамическая статуэтка.

Борцы.
Керамическая статуэтка.
Мексика.
Культура майя.

Кубинский боксер Т. Стивенсон.

Кубинский боксер Т. Стивенсон с кубком В. Баркера, присужденным ему как лучшему боксеру ХХ Олимпийских игр (Мюнхен, 1972).

Парад открытия 19-го чемпионата мира по бейсболу на стадионе «Латиноамерикано» в Гаване.

Парад открытия 19-го чемпионата мира по бейсболу на стадионе «Латиноамерикано» в Гаване.
1972.

Открытие XIX Олимпийских игр на стадионе «Олимпико» в г. Мехико.

Открытие XIX Олимпийских игр на стадионе «Олимпико» в г. Мехико.
12 октября 1968.

Традиционный марафонский пробег по улицам г. Мехико.

Традиционный марафонский пробег по улицам г. Мехико.
1967.

Церемония открытия 6-х Панамериканских игр.

Церемония открытия 6-х Панамериканских игр
(Кали, 1971).


Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1979-1982.

Смотреть что такое "Физическое воспитание и спорт" в других словарях:

  • Африка. Физическое воспитание и спорт — Стадион в Алжире. Спортивные состязания проводились в Африке с древности, о чём свидетельствуют наскальные изображения бегунов, прыгунов, кулачных бойцов, пловцов, фехтовальщиков на палках, стрелков из лука (эпоха неолита), обнаруженные в горах… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Физическое воспитание — Физическая культура  сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура  часть культуры,… …   Википедия

  • Физическое воспитание —         органическая часть общего воспитания (См. Воспитание); социально педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на… …   Большая советская энциклопедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич. совершенствования Цель Ф в разностороннее развитие личности человека, его физич. качеств и способностей, формирование двигат навыков… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Физическое воспитание — целенаправленное развитие физических способностей, двигательных навыков и умений человека, способствующее его физическому совершенству как неотъемлемому качеству всесторонне развитой личности (см. Всестороннее развитие личности). Физическое… …   Научный коммунизм: Словарь

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — органичная часть общего воспитания; социально педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями, спорт,… …   Профессиональное образование. Словарь

  • СПОРТ — (англ.: игра, развлечение), в обыденной жизни занятие, связанное с соревнованием, увлечением и страстностью. В физкультуре С. одна из важнейших составных частей, охватывает весьма разнородные физ. упражнения, требующие часто максимального… …   Большая медицинская энциклопедия

  • спорт — а; м. [англ. sport] 1. Составная часть физической культуры, основанная на физических упражнениях (гимнастика, игры, борьба, туризм и т.п.), имеющая целью развитие и укрепление организма; выполнение таких упражнений на соревнованиях; система… …   Энциклопедический словарь

  • Спорт в Бурятии — Содержание 1 Народные спортивные игры 2 Дальневосточная республика 3 …   Википедия

  • Спорт школьный — 31) школьный спорт часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и… …   Официальная терминология

Книги

Другие книги по запросу «Физическое воспитание и спорт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.